среда, 27 февраля 2013 г.

«Сами ли себе виноваты?»


Ежегодно тысячи выпускников, сталкиваются с проблемой поиска рабочего места по своей специальности, и с этого момента начинается процесс «естественного отбора» (хотя среди наиболее озабоченных своим будущим студентов, он начинается намного раньше),  т.е. попытки занять достойное место среди представителей своего «вида». На этом этапе, государство нам уже не помощник, все что оно может сделать для нас, это отправить в одну из сельских школ нашей необъятной родины или какое либо государственное учреждение на не очень привлекательную должность (по крайней мере, так гласит один из мифов социологического факультета). Поэтому поддержка государства заканчивается с момента снятия со счета студентом последней положенной ему стипендии.
Полагаться остается только на собственные силы, которые на самом деле не так велики. Во-первых, серьезный работодатель потребует опыт работы, которого соответственно в нужном объеме у новоиспеченного дипломированного специалиста не имеется. Во-вторых, полученное образование в гуманитарной среде в Украине, практически не соответствует требованиям рынка труда. Система образования, при всем желании соответствовать западным образцам и Болонской системе, скорее подражает, а не соответствует им. Не учитывается самое главное – современный мир всецело зиждется на экономике. Нам же предлагают искать работу в соответствии с полученными нами навыками, совокупность которых определяется методистами кафедр и факультетов, в то время как совокупность этих навыков должен определять наш будущий работодатель. Именно бизнес должен определять чему нас учить т.к. только он в будущем будет нам платить.
Безусловно, здесь можно парировать, мол, можно смело идти работать на государство, ведь оно обучает именно по этому принципу – выполнение задач, решению которых работник был обучен в университете. Однако здесь существует ряд специфических направлений гуманитарных наук, которые государством попросту утрируются. Далеко ходить не нужно – политология, наука декларирующая принципы незаангажированости политолога и в рамках которой особенно ценится независимость и объективность мнений, попросту не может правильно трактоваться государством с точки зрения трудоустройства для будущих политологов т.к. работа на государство исключает критику самого государства. Т.е. молодой политолог обречен быть фрилансером в борьбе за рост стоимости собственного «продукта». В конце концов, в условиях рыночной экономики и окружающей нас действительности, сложно спорить, что работа на государство сулит большие дивиденды.
И наконец, в третьих, существующая система образования в Украине запрограммирована на выпуск специалистов с заранее устаревшими знаниями. Пример достаточно прост – поступая в университет, студент как минимум будущие 4 года будет вынужден учится в рамках «статичного» учебного плана. Студент же поступивший годом позже, уже имеет перечень предметов (пусть и не существенный, но прогресс) из которых он может выбрать те которые он хотел бы посещать. Однако на студентов старшего курса это нововведение не распространяется. А теперь представим схожую ситуацию в рамках технической специальности. К примеру, студенты-программисты, поступившие в ВУЗ до выхода операционной системы X, лишены курсов дающих навык обращения с ней. Таким образом на момент их выпуска, при условии того что операционная система Х будет довольно распространена в мире, диплом такого программиста будет попросту обесценен. Поэтому одним из ключевых недостатков системы образования здесь видится отсутствие оперативности введения прикладных и действительно полезных дисциплин в рамках учебного процесса.
Справедливости ради следует заметить, что спихнув все на систему образования, студент не может быть оправдан в своем непрофессионализме - мол «меня не тому учили». В Украине есть профессионалы и в сфере политологии и в сфере социологии и в гуманитарной сфере в целом. Беря во внимание все недостатки высшего образования, следует попросту уделять больше внимания самообразованию и практиковать навыки которые в будущем могут понадобиться для собственного профессионального роста,но на ряду с этим, диплом о высшем образовании превращается в документальное подтверждение самостоятельно приобретенных навыков.

                                                                                                       Кит А. группа СП-53


Комментариев нет:

Отправить комментарий