среда, 27 февраля 2013 г.

Гуманитарий – чудо зверь


В рассмотрении вопроса о том, какова доля гуманитария на рынке труда в Западной Европе и у нас – важно понимать, что у нас разные реалии жизни, ситуации рынков труда и менталитет.
В Западной Европе развит социальный сектор рынка труда, то есть там проще найти работу людям имеющим узкоспециализированное образование, техническое или гуманитарное. Там не надо быть теоретиком, работодатель ценит умение приступать к работе, не теряя время на обучение или затрачивать минимум его. Так же примечательно, что много профессий – у нас просто новинка и не имеют спроса, в отличии от европейского общества – те же шопинггиды , зоопсихологи и дизайнеры чашек . При получении степени магистра социологии не требуется послужной список в 120 курсов, а требуется 1/3 из него , при том, что работы практического плана имеют реальный вес, в отличии от нашей системы образования.
Потому там нет гуманитария как единицы, такая сфера труда, как сфера услуг – где и учителя, и библиотекари, и священники, и актеры – все гуманитарии. У нас бы такой принцип – вызвал бы смех и пресловутое движение указательным пальцем у веска. У нас по - старинке  есть деление на гуманитариев, природно-математический профиль, экономистов, юристов и т.п. Отчасти это нормально, потому что нет путаницы соотнесения себя с профилем получаемого образования. Но это деление не соответствует реалиям рынка труда, мультизадачности современного работника и его многовекторности.
Говоря о том, что бы добавить нашим гуманитариям для конкурентоспособности с европейскими коллегами – то первое и самое важное – увеличение доли практики с 10% учебного процесса до 30-40% . Тогда не будет ситуации, когда нужен молодой специалист с опытом работы от 2 лет, но при этом есть пустышкой, потому что его не от куда взять, ведь без опыта не берут. Второй момент – уборка учебного материала, его пересмотр и устранение акцента на классике, когда 3 курса из 5 – мы учим, как было, вместо того, чтобы учить что есть и как все может быть. Не спорю, что знать надо, но на уровне вводных лекций к предмету, но никак не годы рассматривать то, что можно за 2 семестра выучить.
Последнее важное условие – позиционирование образования, постройка программы, выбора студентом теоретизированности его учебы или ее практический аспект. Ведь известно, что кому-то больше идет запоминать и анализировать, а кому-то больше идет применение теории на практике – это в виду личностных особенностей студента-специалиста.
А в целом – гуманитарное образование коварно, поскольку оно дает большое поле для деятельности, но при этом в этом море теряется логика какая-то, теряется ориентация на конкретную деятельность по выходу с ВУЗа.
Проблема имеет место быть и формулы идеального работника-гуманитария нет, все делается не без участия удачи, качеств специалиста и его силы духа, потому вопрос имеет место быть в научном и социальном дискурсе.
                                                                                   
Колесникова Кристина
Группа СЦ-52

Комментариев нет:

Отправить комментарий