В
рассмотрении вопроса о том, какова доля гуманитария на рынке труда в Западной
Европе и у нас – важно понимать, что у нас разные реалии жизни, ситуации рынков
труда и менталитет.
В
Западной Европе развит социальный сектор рынка труда, то есть там проще найти
работу людям имеющим узкоспециализированное образование, техническое или
гуманитарное. Там не надо быть теоретиком, работодатель ценит умение приступать
к работе, не теряя время на обучение или затрачивать минимум его. Так же
примечательно, что много профессий – у нас просто новинка и не имеют спроса, в
отличии от европейского общества – те же шопинггиды , зоопсихологи и дизайнеры
чашек . При получении степени магистра социологии не требуется послужной список
в 120 курсов, а требуется 1/3 из него , при том, что работы практического плана
имеют реальный вес, в отличии от нашей системы образования.
Потому
там нет гуманитария как единицы, такая сфера труда, как сфера услуг – где и
учителя, и библиотекари, и священники, и актеры – все гуманитарии. У нас бы
такой принцип – вызвал бы смех и пресловутое движение указательным пальцем у
веска. У нас по - старинке есть деление
на гуманитариев, природно-математический профиль, экономистов, юристов и т.п.
Отчасти это нормально, потому что нет путаницы соотнесения себя с профилем
получаемого образования. Но это деление не соответствует реалиям рынка труда,
мультизадачности современного работника и его многовекторности.
Говоря
о том, что бы добавить нашим гуманитариям для конкурентоспособности с
европейскими коллегами – то первое и самое важное – увеличение доли практики с
10% учебного процесса до 30-40% . Тогда не будет ситуации, когда нужен молодой
специалист с опытом работы от 2 лет, но при этом есть пустышкой, потому что его
не от куда взять, ведь без опыта не берут. Второй момент – уборка учебного
материала, его пересмотр и устранение акцента на классике, когда 3 курса из 5 –
мы учим, как было, вместо того, чтобы учить что есть и как все может быть. Не
спорю, что знать надо, но на уровне вводных лекций к предмету, но никак не годы
рассматривать то, что можно за 2 семестра выучить.
Последнее
важное условие – позиционирование образования, постройка программы, выбора
студентом теоретизированности его учебы или ее практический аспект. Ведь
известно, что кому-то больше идет запоминать и анализировать, а кому-то больше
идет применение теории на практике – это в виду личностных особенностей
студента-специалиста.
А
в целом – гуманитарное образование коварно, поскольку оно дает большое поле для
деятельности, но при этом в этом море теряется логика
какая-то, теряется ориентация на конкретную деятельность по выходу с ВУЗа.
Проблема
имеет место быть и формулы идеального работника-гуманитария нет, все делается
не без участия удачи, качеств специалиста и его силы духа, потому вопрос имеет
место быть в научном и социальном дискурсе.
Колесникова
Кристина
Группа
СЦ-52
Комментариев нет:
Отправить комментарий