среда, 27 февраля 2013 г.

Неисповедимы пути трудоустройства



На сегодняшний день ни один предприниматель не станет вкладывать инвестиции в такие сферы экономики, в которых они смогут окупиться более, чем через пять лет. Причиной этому является нестабильность рынка, имманентная его природе.
На мой взгляд, приведенная аналогия позволяет сделать вывод о том, что попытка распланировать, продумать свою жизнь на 5 лет вперед, будучи к тому же старшеклассником, в большей части случаев, к сожалению, обречена на провал. Где уж угнаться школьнику за тенденциями, которые никак не могут оседлать профессионалы, занимающиеся этим всю жизнь?
Данный тезис со всей очевидностью ведет к выводу о необходимости обучения специалиста тому, что позволит ему в дальнейшем не прогадать и на что он не будет жалеть потраченных лет – на навыки обучения.
Ни для кого не секрет, что на новой работе сотрудник в качестве первых слов со стороны работодателя слышит призыв забыть о том, чему он был научен в учебном заведении, и спешно переучиваться. В каком же случае этот призыв будет бессмысленным, ибо работник с легкостью будет выполнять все требования работодателя после приема на работу? Только в том, если он будет заранее знать о специфике не только этой деятельности в общем, но и этой фирмы конкретно (ведь каждая из них занимает уникальную позицию на рынке и имеет различные цели и стратегии их достижения), то есть обучаться тому, что требуется ей непосредственно. Но разве недостаточно для этого создания учебных заведений при этих предприятиях?
Должен ли университет при создании учебных курсов и определении величины заказа на конкретные специальности ориентироваться на потребности рынка труда? Безусловно. Должен ли он ориентироваться только на них?
В качестве иллюстрации этого тезиса необходимо привести те специальности, которые совершили НТР в середине прошлого века. Для совершения качественного прорыва в сфере информационных технологий (например, создания сети Интернет), понадобились достижения фундаментальной науки, спрос специалистов по которой на рынке был невелик как тогда, так и сейчас. Должен ли в таком случае университет быть не более, чем бизнес-школой?
Согласно исследованиям, спрос на специалистов-технарей, и прежде всего в сфере IT-технологий, на рынке не падал даже во время апогея нового экономического кризиса. А ведь именно подобные события позволяют нам удостовериться в необходимости для рынка труда той или иной профессии. И здесь мы видим тенденции достаточно утешительные, но только для одной части выпускников вузов.
Вернемся к нашим гуманитариям. В Украине сложилась ситуация многократного роста численности студентов, начиная с 1994 года. При качественной неизменности рынка труда этот процесс привел к увеличению конкуренции между выпускниками, причем в первую очередь гуманитариями – ведь ценность диплома о высшем образовании значительно утратила свое значение. В результате гуманитарии сталкиваются с необходимостью продемонстрировать не только свой институционализированный капитал в виде диплома (у кого его сейчас нет?), но и коммуникативные навыки, уметь себя не только презентовать, но и, как бы это ни показалось грустным, продать. Однако не стоить забывать, что в данном случае это будет продажа лишь иллюзии, которую необходимо будет поддерживать в первые годы работы (ведь по сути сегодняшний выпускник может продемонстрировать способность лишь осваивать новые способности, а сам работодатель порой не знает, кто эти люди и зачем они ему нужны). В то же время проект обучения конкретным навыкам, которые понадобятся для деятельности по специальности, терпит неудачу хотя бы потому, что рынок труда слишком изменчив и имеет тенденцию разрастаться, формируя спрос на новые профессии, о которых ранее никто и помыслить не мог.
Что ж, парадоксально, но несмотря на этимологическое происхождение этого слова, гуманитарий обречен на тотальную, беспощадную борьбу на рынке труда. И эта ситуация, по-видимому, изменится нескоро.
                                                                                               
Борисов Роман, СЦ-51

Комментариев нет:

Отправить комментарий