среда, 27 февраля 2013 г.

Трудоустройство


Добывание, а не заучивание знаний, особенно актуально в настоящее время, когда в условиях формирования информационного общества возрастает темп обновления информации, что совершенно обессмысливает процесс ее заучивания в гуманитарных областях. Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности. 
В свете сказанного резко возрастает роль гуманитарных профессий, которые призваны сформировать мышление человека, позволяющее ему самоопределиться в современном мире. Он должен видеть все сразу, пусть и не глубоко, но реагировать на движения как пчела, обладающая мозаичным зрением, а не рассматривать какую-то отдельную деталь в экономике, технике, социальной политике и т.д. Целью гуманитарной науки является необходимость научить человека мыслить, давать оценку самым разным и неоднозначным явлениям. Роль естественных наук в воспитании человека велика, но бесспорно, общая культура и образованность напрямую связаны с уровнем его гуманитарного знания. В технических вузах гуманитарные науки выполняют роль некоторого придатка, призванного обеспечить научный прогресс общества.
В системе общеобразовательной подготовки в высшей школе студенты Западной Европы независимо от конкретной специальности получают глубокие и разносторонние знания по гуманитарным дисциплинам, позволяющие им развивать жизненно важные личностные качества и способности. При этом внимание акцентируется на связи развития науки, техники и общества с гуманистическими и демократическими процессами.
Следует признать, что в нашем обществе существует большое недоверие к гуманитарным наукам, да и само гуманитарное образование, содержание которого у многих вызывает далеко не однозначную реакцию, в управленческой образовательной среде ассоциируют прежде всего с набором гуманитарных предметов. Главная проблема заключается в том, что работодатель зачастую не готов принимать на работу специалиста с неясными для него компетенциями и отсутствием практических навыков. Ему проще нанять за большие деньги уже имеющего опыт работника, чем обучать новичка "без отрыва от производства". Поэтому и приходится гуманитарию устраиваться на работу, по крайней мере, на первых порах, не по специальности. 
Гуманитарии чем-то сродни гедонистам – в университете они изучают предметы, которые им по душе, не всегда задумываясь над профессиональными перспективами. Когда приходит время начинать «взрослую жизнь», то оказывается, что не так уж и просто найти свою нишу на общем рынке труда.
В то же время отечественная ситуация по трудоустройству специалистов-гуманитариев существенно отличается от европейских и западных моделей. В Европе работодатель уверен в наличии определенных компетенций, знаний и умений выпускника ВУЗа, и при малейших отклонениях от таких стандартов пострадает в первую очередь репутация и престиж ВУЗа, который выпустил из своих стен «горе-специалиста». В Украине же работодатели не сильно обращают внимание, с какого ты ВУЗа и какими навыками должен обладать (в идеале конечно). Им проще объяснить выпускнику, какие функции и задачи он будет выполнять в конкретных условиях труда. Тогда совершенно нивелируется значение высшего образования как такового. И пока существует дисбаланс между предложением рынка труда и спросом на «престижные» специальности в ВУЗах, ситуация с трудоустройством «выпускников-гуманитариев» существенно осложняется. Гуманитарии предоставлены самим себе, и здесь уже от ловкости, удачи и других не менее случайных случайностей зависит их будущее.

Щурко Юлия, СЦ-52




Комментариев нет:

Отправить комментарий