Добывание, а не заучивание знаний,
особенно актуально в настоящее время, когда в условиях формирования
информационного общества возрастает темп обновления информации, что совершенно
обессмысливает процесс ее заучивания в гуманитарных областях. Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на
протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств
специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу
деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.
В свете сказанного резко
возрастает роль гуманитарных профессий, которые призваны сформировать мышление
человека, позволяющее ему самоопределиться в современном мире. Он должен видеть
все сразу, пусть и не глубоко, но реагировать на движения как пчела, обладающая
мозаичным зрением, а не рассматривать какую-то отдельную деталь в экономике,
технике, социальной политике и т.д. Целью гуманитарной науки является
необходимость научить человека мыслить, давать оценку самым разным и неоднозначным
явлениям. Роль естественных наук в
воспитании человека велика, но бесспорно, общая культура и образованность
напрямую связаны с уровнем его гуманитарного знания. В технических вузах
гуманитарные науки выполняют роль некоторого придатка, призванного обеспечить
научный прогресс общества.
В системе
общеобразовательной подготовки в высшей школе студенты Западной Европы
независимо от конкретной специальности получают глубокие и разносторонние
знания по гуманитарным дисциплинам, позволяющие им развивать жизненно важные
личностные качества и способности. При этом внимание акцентируется на связи
развития науки, техники и общества с гуманистическими и демократическими
процессами.
Следует признать, что в
нашем обществе существует большое недоверие к гуманитарным наукам, да и само
гуманитарное образование, содержание которого у многих вызывает далеко не
однозначную реакцию, в управленческой образовательной среде ассоциируют прежде
всего с набором гуманитарных предметов. Главная проблема заключается в том, что
работодатель зачастую не готов принимать на работу специалиста с неясными для
него компетенциями и отсутствием практических навыков. Ему проще нанять за
большие деньги уже имеющего опыт работника, чем обучать новичка "без
отрыва от производства". Поэтому и приходится гуманитарию устраиваться на
работу, по крайней мере, на первых порах, не по специальности.
Гуманитарии
чем-то сродни гедонистам – в университете они изучают предметы, которые им по
душе, не всегда задумываясь над профессиональными перспективами. Когда приходит
время начинать «взрослую жизнь», то оказывается, что не так уж и просто найти
свою нишу на общем рынке труда.
В то же время отечественная
ситуация по трудоустройству специалистов-гуманитариев существенно отличается от
европейских и западных моделей. В Европе работодатель уверен в наличии
определенных компетенций, знаний и умений выпускника ВУЗа, и при малейших
отклонениях от таких стандартов пострадает в первую очередь репутация и престиж
ВУЗа, который выпустил из своих стен «горе-специалиста». В Украине же
работодатели не сильно обращают внимание, с какого ты ВУЗа и какими навыками
должен обладать (в идеале конечно). Им проще объяснить выпускнику, какие
функции и задачи он будет выполнять в конкретных условиях труда. Тогда
совершенно нивелируется значение высшего образования как такового. И пока
существует дисбаланс между предложением рынка труда и спросом на «престижные»
специальности в ВУЗах, ситуация с трудоустройством «выпускников-гуманитариев»
существенно осложняется. Гуманитарии предоставлены самим себе, и здесь уже от
ловкости, удачи и других не менее случайных случайностей зависит их будущее.
Щурко Юлия, СЦ-52
Комментариев нет:
Отправить комментарий