Все мы были школьниками и прекрасно помним, что такое переходный возраст: отсутствие взаимопонимания с родителями, сверстниками, выяснения отношений, истерики. У подростков нерешенные конфликты порой становятся причиной суицидов. Почему это происходит?
Я тоже был школьником и это пережил. Могу сказать, что проблем у меня было не меньше, чем у других: нежелание что-либо делать, споры с родителями по мелочам. Да и что тут говорить, когда даже взрослые порой ведут себя, как школьники в переходном возрасте? Спорят, не слыша друг друга из-за элементарного...неумения спорить и понимать другую сторону. Но взрослые - люди с более стабильной психикой, а вот подростки каждый конфликт воспринимают как личную трагедию. Выходить из конфликтных ситуаций нужно уметь. Этому нужно учиться.
Вот почему я вместе с Красильниковой Алиной (ХНУ имени В.Н. Каразина, юридический факультет 5 курс) решили создать социальный проект, который помог бы школьникам справиться с трудностями, которые у них возникают из-за неумения решать конфликтные ситуации. Проект получил название «Зробимо світ краще» - это название отражало наше отношение к тому, что мы хотели в результате сделать. Программа проекта - это серия четырехдневных тренингов на конфликтологическую тематику. Усилия тренеров были направлены на то, чтобы научить подростков выходить из конфликтов с минимальными потерями для себя и окружающих. Проект проводился в рамках программы «Майстерня громадської активності» при поддержке Коллегиума им. Теодора Хойсса Фонда имени Роберта Боша, «Української мережі освіти дорослих та розвитку іновацій» и НГО «Європейське місто». О программе я узнал от бывших ее участников, которые получили огромное удовольствие от участия в ней. Программа помогает сформировать свою гражданскую позицию и помочь человеку внести ощутимый вклад в развитие общества. (сайт программы:http://maysternya.org/ru/)
Мы предложили реализовать проект в стенах харьковской частной гимназии «ОЧАГ», и получили поддержку руководства школы. За это «Очагу» большая и искренняя благодарность. Отдельную благодарность мы хотим выразить директору школы (Медрешу Евгению Валентиновичу), заведующему (Райкову Андрею Михайловичу) и школьному психологу (Дзюбенко Игорю Олеговичу) за помощь в организации и проведении этого мероприятия. Школа выделила нам просторный класс (кстати, здесь я когда-то учился) для проведения тренингов, помогла собрать учеников, чтобы мы изложили им суть проекта и организационные детали. Для участия ребятам нужно было подать анкеты, которые мы обрабатывали. Затем проводили отбор на основе критериев: мотивация, конфликтность, проблемы, которые беспокоят претендентов из-за конфликтов, и так далее. В итоге мы пригласили на тренинг 11 человек. Правда, мы боялись, захотят ли ребята оставаться 4 рабочих дня с 16:00 до 18:00, то есть после 7 уроков до 18 часов вечера? Оказалось, наши опасения были напрасны - они захотели, им было интересно.
Программа тренинга была нацелена на то, чтобы обучить старшеклассников решать внутриличностные конфликты - именно с них начинаются конфликты внешние. Ребята также учились обсуждать проблемы командой. Тренинг вообще хорош тем, что позволяет сочетать теорию с практикой, причем практики больше. Мы придумали целый комплекс игровых упражнений для закрепления теоретического материала и, конечно же, обсуждали итоги каждого проведенного упражнения в группе. Постарались, чтобы философия наших тренингов не расходилась с философией школы, а именно - мы учили школьников думать, уметь высказывать свое мнение конструктивно и по существу, прислушиваться к мнению оппонентов.
С ребятами мы обсудили много актуальных и наболевших проблем. Например, как найти общий язык с родителями и сверстниками, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях и как из них выходить. Разыгрывали сценки, в которых одни создавали конфликт, а другие его решали. Эмоции были разными: от сомнения до самых яростных споров. Мне как тренеру импонировало, что школьники рассуждают серьезно, пытаются понять суть проблемы, учитывают мнения своих одногруппников, не пытаются их «перекричать». Часто, когда мы заканчивали очередной тренинговый день, школьники говорили, что рады собраться вместе двумя классами, потому что это бывает редко, особенно в неформальной обстановке. На тренинге присутствовал школьный психолог, который помогал нам в работе, следил, как дети себя ощущают.
Знания в области социологии пригодились мне при организации проекта, причем уже на подготовительном этапе: мы разрабатывали анкету участников, очень схожую с социологической, подобные мы разрабатывали в процессе обучения на факультете. Полученные знания в области социологии также помогли мне сгруппировать, статистически обработать и проанализировать полученную мной информацию.
Сделать точный анализ данных в нашем проекте было очень важно, потому что, во-первых, на основе полученной информации нужно было сформировать общее представление об инициативной группе тренинга для работы с ней, а может, даже подкорректировать его программу. Во-вторых, анализ и систематизация информации очень помогли мне получить общий итог работы, осознать, чего группе не хватало, что следовало бы добавить в программу и так далее. Таким образом, мы не просто научили ребят чему-то новому, но и сами поняли очень многие теоретические вещи, смогли проверить наши знания на практике.
Если в какой-то степени смогли помочь ребятам в будущем решать сложные ситуации, выходить из них с наименьшими для себя потерями, мы очень рады. Сами мы как тренеры получили удовольствие от общения с ребятами, большинство которых мыслит нестандартно, смело, нешаблонно. Считаем, что в этом большая заслуга «Очага».
А вот некоторые отзывы участников тренинга:
- «Мне все очень понравилось, я многому научилась. Поменяла некоторые взгляды на жизнь. Спасибо вам большое! Было приятно пообщаться!»
Анастасия - «Тренинг оказался очень интересным, в частности, нам рассказали о возникновении конфликтов с точки зрения психологии. Были интересные игры. Круто, что почти каждый человек смог высказаться и поделиться своими проблемами!»
Илья - «Мне очень понравились эти тренинги. Я смогла интересно провести время и узнать много нового. У нас была большая группа, это люди, которые не собираются обычно вместе. Еще очень понравились игры и обсуждения. Я рада, что решила пойти на эти тренинги!»
Эльмира
Алексей Солдатенко, СЦ 54, для пресс центра социологического факультета
Комментариев нет:
Отправить комментарий